Мнемотехника – это система методов и приёмов, которые помогают детям эффективно усваивать знания об окружающем мире и особенностях природных объектов, а также способствуют развитию речи.
Мнемоника, или мнемотехника, представляет собой набор различных техник, которые облегчают запоминание и увеличивают объём памяти, создавая дополнительные ассоциации. Эти техники также помогают организовать учебный процесс в форме игры. В настоящее время использование мнемотехники становится всё более актуальным.
Основной принцип мнемотехники прост и хорошо известен: когда человек соединяет несколько зрительных образов в своём воображении, мозг фиксирует эту связь. В дальнейшем, когда нужно вспомнить один из этих образов, мозг воспроизводит все связанные с ним образы.
Известно, что язык мозга – это образы, особенно зрительные. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые команды, например, команду «запомнить». Но где найти такие инструменты, которые позволят нам общаться с мозгом и переводить телефоны, даты и номера автомобилей на его язык образов? Мнемотехника – это такой инструмент. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, которые позволяют «наладить контакт» с мозгом и взять под контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания.
Мнемотаблица – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, действий и других элементов, выделенных из сюжета рассказа. Главное – передать основную идею, изобразить так, чтобы это было понятно детям.
С помощью мнемотаблиц педагог может научить ребёнка проводить звуковой анализ слова, составлять рассказы, читать, писать, разгадывать кроссворды и т. д.
Мнемотаблица помогает развивать:
ассоциативное мышление;
зрительную и слуховую память;
зрительное и слуховое внимание;
воображение.
Дети часто испытывают трудности при заучивании стихов и пересказе текстов, а также не владеют методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них утомление и отрицательные эмоции. Важно пробудить их интерес, увлечь их и превратить процесс обучения в игру.
Мнемотаблицы-схемы – это дидактический материал, который я использую в своей работе по развитию речи детей. Я применяю их для:
обогащения словарного запаса;
обучения составлению рассказов;
пересказа художественной литературы;
отгадывания и загадывания загадок;
заучивания стихов.
Для создания этих картинок не требуется художественных навыков: любой педагог может нарисовать подобные изображения предметов и объектов, связанных с выбранным рассказом.
С помощью метода моделирования и использования схем-моделей и мнемотаблиц можно достичь значительных результатов:
- активизировать словарный запас;
- расширить знания об окружающем мире;
- преодолеть робость и застенчивость, научиться свободно выступать перед аудиторией;
- свободно пересказывать сказки и рассказы как на занятиях, так и в повседневной жизни.