Дошкольный возраст - это время, когда ребёнок начинает усваивать нравственные нормы и ценности, а также формирует свою культуру поведения. Исследования в области детской педагогики и психологии подтверждают, что именно в этот период происходит зарождение моральных качеств личности.
Культура поведения - одно из ключевых направлений в нравственном воспитании ребёнка. Воспитание и привитие правил поведения происходят благодаря взаимодействию с окружающей средой, знакомству с нормами поведения в детском саду и в повседневной жизни.
Важно начинать воспитывать культуру поведения как можно раньше, чтобы избежать закрепления плохих привычек. Ведь воспитывать легче, чем перевоспитывать.
В содержании культуры поведения дошкольников можно выделить несколько компонентов:
* культура деятельности;
* культура общения;
* культурно-гигиенические навыки и привычки.
Культура деятельности проявляется в поведении ребёнка на занятиях, в играх и во время выполнения трудовых поручений. Формировать у ребёнка культуру деятельности - значит учить его содержать в порядке место, где он трудится или играет, доводить начатое дело до конца и бережно относиться к игрушкам, книгам и вещам. Особенно важно воспитывать навыки культуры поведения на занятиях, так как это помогает организовать и дисциплинировать детей, приучает их уважительно относиться к учебному труду.
Культура общения предполагает выполнение ребёнком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности. Ребёнок должен уметь выбирать соответствующий словарный запас и формы обращения, а также вести себя вежливо в общественных местах и в быту.
Культурно-гигиенические навыки - важная часть культуры поведения. Дети должны понимать, что соблюдение правил опрятности и чистоты не только продиктовано требованиями гигиены, но и является проявлением уважения к окружающим. Неряшливый человек, как правило, небрежен и в работе.
Культура еды также относится к гигиеническим навыкам. Дети должны усвоить правила поведения за столом: не класть локти на стол, есть с закрытым ртом, тщательно пережёвывать пищу и правильно пользоваться столовыми приборами.
Следует отметить, что воспитание культуры поведения у дошкольника не может рассматриваться только в рамках детского сада. Оно требует обязательной связи с воспитанием детей в семье, где совместные усилия педагога и родителей могут принести огромную пользу в течение всей последующей жизни ребёнка.